💥🇯🇵 Выдающийся инвестор Джон Темплтон начал вкладывать деньги в японский рынок в 1950-х, когда эта страна еще была экономически отстающей. Темплтона привлекла бережливость японцев - они откладывали с зарплаты 25% денег, а те же американцы - только 5% (из книги Глена Арнольда "Великие инвесторы"):
"В 1950-х и 1960-х инвесторы из США и других стран считали Японию страной-неудачницей, проигравшей несколько войн, "индустриальным болотом" с мизерным рынком. Ее репутация была очень плохой. Страна производила заурядную дешевую продукцию, а "Made in Japan" означало низкое качество. Японию избегали, считая, что она никогда не сможет стать лидером в области новых разработок или качества.
Темплтон изучал японский характер и бизнес с 1940-х годов. Он знал намного больше других. Он видел, что японцы чрезвычайно трудолюбивы, честны, хорошо организованы, социально сплочены и готовы идти на все ради будущего процветания. Их сбережения составляли 25% от каждой заработанной йены. Для сравнения, сбережения населения США составляют примерно 5% от заработной платы. Бережливость японцев позволяла им увеличивать инвестиции в машины и оборудование. Кроме того, между руководителями компаний и работниками складывались прочные узы. Люди считали за честь работать в хорошей компании и с большим уважением относились к руководству.
Начиная с 1950-х Темплтон вложил в акции японских компаний значительную часть собственных сбережений, но не мог инвестировать в них средства своих клиентов из-за жесткого валютного контроля, действовавшего тогда в Японии, который ограничивал вывод капитала. Средства можно было вложить в акции японских компаний, но их нельзя было вернуть. Темплтон рассудил, что правительство страны неизбежно продолжит либерализацию экономики и рано или поздно позволит иностранным инвестициям обращаться свободно. Он оказался прав, это случилось в 1968 году. Темплтон немедленно направил в Японию средства своего фонда. Вскоре 50% активов его фонда TGF были вложены в акции японских компаний.
Многие инвесторы опасались покупать акции в Японии из-за сложности местных правил бухгалтерского учета и расплывчатости законодательства. Японские компании не публиковали данных о своих консолидированных доходах. Например, если дочерняя компания получала $ 1 млн прибыли, но выплачивала материнской компании лишь $ 150 000, неосведомленный инвестор мог прийти к выводу, что доля материнской компании в прибыли дочерней составляет всего $ 150 000. На самом же деле, обладая 60% акций дочерней компании, материнская получала долю в $ 600 000. Исходя из этого, Темплтон искал для инвестиций компании с максимальным разрывом между опубликованными данными о прибыли материнской компании и консолидированной прибылью.
... Темплтон закрыл свои позиции по японским акциям в начале и середине 1980-х - на пике их популярности и в период последней восходящей волны одного из крупнейших в истории пузырей фондового рынка (с 1960 по 1989 он вырос в 36 раз). Кстати, в 1983-м Темплтон точно так же поверит в Южную Корею, которая на тот момент не была в числе развитых стран. Он назовет ее "Второй Японией" и начнет инвестировать туда с 1992 года - после ослабления ограничений на вывод капитала. Южная Корея реализовывала такой же план экономического развития, что и Япония: значительная доля сбережений, ориентация на экспорт, высокий образовательный уровень населения" ✊🏻
#нвк #нвкразное